ЗАКОНОПРОЕКТ

№ 155863-8

«О ЧАСТНОЙ ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ»

(в части совершенствования нормативно-правового регулирования частной охранной деятельности в Российской Федерации)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«О частной охранной деятельности в Российской Федерации»

Раздел 1.
Основные положения
Статья 1. Частная охранная деятельность
1. Настоящим Федеральным законом частная охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе (см. стоимость охранных услуг) охранных услуг юридическими лицами, имеющими специальное разрешение (лицензию), предоставленное в соответствии с настоящим Федеральным законом, в целях защиты прав и законных интересов своих клиентов (заказчиков услуг).
2. Указанным в части первой настоящей статьи юридическим лицам разрешается осуществлять дополнительные виды деятельности, установленные настоящим Федеральным законом.
3. Иностранные граждане, граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, иностранные юридические лица, а также организации, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица, не могут осуществлять частную охранную деятельность и (или) принимать участие в ее осуществлении в любой форме, в том числе в управлении частной охранной организацией, а также осуществлять трудовую деятельность в качестве работников частной охранной организации.
Статья 2. Основные понятия
1. В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) частная охранная деятельность — оказание частными охранными организациями охранных услуг, установленных настоящим Федеральным законом, на возмездной договорной основе;
2) частная охранная организация — организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг и дополнительных видов деятельности, предусмотренных настоящим Федеральным законом, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности;
3) охранная услуга — совокупность не запрещенных законодательством Российской Федерации действий, осуществляемых частными охранниками в целях выполнения договорных обязательств по реализации услуг, предусмотренных частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона;
4) охраняемые объекты (объекты охраны) — здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства, а также не запрещенные к обороту на территории Российской Федерации вещи и иное имущество, подлежащие защите от противоправных посягательств, а также физические лица, жизнь и здоровье которых подлежат защите в соответствии с договором на оказание охранных услуг;
5) внутриобъектовый режим — порядок, устанавливаемый клиентом (заказчиком услуг), не противоречащий законодательству Российской Федерации, подлежащий доведению до сведения персонала и посетителей охраняемых объектов и обеспечиваемый  совокупностью мероприятий и правил, выполняемых лицами, находящимися на охраняемых объектах, в соответствии с правилами внутреннего распорядка и требованиями пожарной безопасности;
6) пропускной режим — порядок, устанавливаемый клиентом (заказчиком услуг), не противоречащий законодательству Российской Федерации, подлежащий доведению до сведения персонала и посетителей охраняемых объектов и обеспечиваемый совокупностью мероприятий и правил, исключающих возможность бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, вноса (выноса), ввоза (вывоза)
имущества на охраняемые объекты (с охраняемых объектов);
7) технические средства охраны — конструктивно законченное устройство, выполняющее самостоятельные функции в составе системы, предназначенной для обеспечения охраны объектов и имущества;
8) реагирование — действие или их совокупность, предпринимаемые работниками частной охранной организации, имеющими статус частного охранника, с целью пресечения несанкционированного воздействия на охраняемый объект в соответствии с договором на оказание охранных услуг и обязательствами, возникшими при его исполнении;
9) частный охранник (охранник) — гражданин Российской Федерации, достигший восемнадцати лет, прошедший профессиональное обучение для работы в качестве охранника и сдавший квалификационный экзамен, получивший в установленном настоящим Федеральным законом порядке удостоверение частного охранника и выполняющий в частной охранной организации трудовые функции на должности, непосредственно связанной с осуществлением охранных услуг;
10) телохранитель — частный охранник (охранник), выполняющий трудовые обязанности по защите жизни и здоровья охраняемого физического лица, и имеющий дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации и (или) профессиональная переподготовка) в области охранной деятельности со специализацией «личная охрана»;
11) удостоверение частного охранника — документ, дающий право охраннику работать по трудовому договору с частной охранной организацией на должности, связанной непосредственно с осуществлением охранных услуг;
12) личная карточка охранника — документ, подтверждающий личные данные охранника, а также его полномочия оказывать охранные услуги;
13) работник частной охранной организации — гражданин Российской Федерации, выполняющий трудовые обязанности в частной охранной организации, в порядке, установленном трудовым законодательством;
14) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности, в сфере частной детективной деятельности и в сфере вневедомственной охраны.
Статья 3. Правовые основы частной охранной деятельности и основные принципы её осуществления
1. Правовую основу частной охранной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
2. Частная охранная деятельность осуществляется в целях обеспечения прав и законных интересов клиентов (заказчиков услуг) на основе следующих принципов:
— уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
— законности;
— взаимодеиствия с правоохранительными органами;
— подконтрольности и поднадзорности;
— поддержания профессионального мастерства;
— социальной и правовой защищенности работников охранных организаций;
— оперативности, мобильности и непрерывности охраны.
Статья 4. Сфера частной охранной деятельности и особенности её осуществления на отдельных объектах
1. Частная охранная деятельность не распространяется на объекты, подлежащие охране органами государственной охраны, и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1996 года No 57-ФЗ «О государственной охране». Перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, устанавливается Правительством Российской Федерации.
2. Оказание охранных услуг может осуществляться на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, за исключением объектов, защита которых от актов незаконного вмешательства должна осуществляться подразделениями транспортной безопасности, в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности.
3. Охрана объектов и (или) имущества, в том числе обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, предусматривающие участие в охране объектов частных охранных организаций, может осуществляться частными охранными организациями, в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации и в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.
4. Оказание охранных услуг, предусмотренных настоящим Федеральным законом, вне пределов территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с  законодательством страны, где они оказываются.
Статья 5. Виды охранных услуг
1. Оказание услуг в сфере частной охранной деятельности, перечисленных в настоящей статье, разрешается только частным охранным организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, предоставленную федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом.
2. Разрешается оказание следующих видов охранных услуг:
1) защита жизни и здоровья физических лиц;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности либо на ином законном основании, за исключением объектов, предусмотренных частью первой статьи 4 настоящего Федерального закона;
3) обеспечение порядка, установленного организатором (заказчиком) мероприятий, в местах их проведения;
4) проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание технических средств охраны, охранной и охранно-пожарной сигнализации, контроля доступа и видеонаблюдения, перечень видов которых утверждается Правительством Российской Федерации;
5) обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых объектах (например, при оказании услуги «охрана офисов и офисных центров«);
6) оказание услуги, предусмотренной пунктом 2 настоящей статьи с использованием технических средств охраны и (или) с принятием мер реагирования на их сигнальную (тревожную) информацию;
7) оказание услуги, предусмотренной пунктом 2 настоящей статьи с использованием служебных животных, перечень видов которых утверждается Правительством Российской Федерации.
3. Прием, регистрация и обработка информации, поступающей с охраняемых объектов при помощи технических средств охраны и передача ее для дальнейшего реагирования другим охранным организациям, относится к охранным услугам, обозначенным в пункте 4 части второй настоящей статьи.
Раздел 2.
Частная охранная деятельность и особенности её осуществления
Статья 6. Частная охранная организация
1. Частная охранная организация может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью и может оказывать только охранные услуги, предусмотренные статьей 5 настоящего Федерального закона, и осуществлять дополнительные виды деятельности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона.
2. Уставный капитал частной охранной организации не может быть менее ста тысяч рублей. Для частной охранной организации, оказывающей (намеренной оказывать) охранные услуги с использованием огнестрельного оружия, уставный капитал не может быть менее двухсот пятидесяти тысяч рублей.
3. Предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал частной охранной организации не может быть более 50 процентов от размера уставного капитала. Не могут быть использованы для формирования уставного капитала частной охранной организации привлеченные денежные средства.
4. Внесение в уставный капитал частной охранной организации средств иностранными гражданами, гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство иностранного государства, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами, а также организациями, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица, запрещается.
5. Отчуждение долей (вкладов) учредителем (участником) частной охранной организации, повлекшее за собой появление в уставном капитале доли (вклада) с иностранным участием, не допускается.
6. Сделка, направленная на отчуждение доли в уставном капитале иностранному физическому или юридическому лицу, является ничтожной.
7. Частная охранная организация не может являться дочерним обществом организации, осуществляющей иную деятельность, кроме охранной. Юридические лица — учредители (участники) частной охранной организации не могут осуществлять иные виды деятельности, не предусмотренные настоящим Федеральным законом. Для физических лиц — учредителей (участников) частной охранной организации основным местом работы должна являться частная охранная организация и (или) общественная организация либо профессиональный союз, осуществляющие деятельность в сфере охраны и безопасности.
8. Право учреждения частной охранной организации юридическим лицом, осуществляющим иную деятельность, кроме охранной, может быть предоставлено при наличии оснований в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
9. Учредителями (участниками) частной охранной организации не могут являться:
1) общественные объединения;
2) граждане, замещающие выборные оплачиваемые должности в общественных объединениях, кроме общественных организаций и профессиональных союзов, осуществляющих деятельность в сфере охраны и безопасности;
3) граждане, имеющие судимость за совершение умышленного преступления, а также юридические лица, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные лица;
4) иностранные граждане, граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также организации, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица.
10. Участниками частной охранной организации могут оставаться учредившие ее лица, которые получили право на пенсию по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, или которые перешли на работу в общественные организации либо профессиональные союзы, осуществляющие деятельность в сфере охраны и безопасности.
Статья 7. Дополнительные виды деятельности, которые может осуществлять частная охранная организация
1. Частным охранным организациям разрешается осуществление следующих дополнительных видов деятельности, при наличии соответствующей лицензии (свидетельства, разрешения) либо аккредитации на их осуществление (при необходимости получения такой лицензии, свидетельства, разрешения либо аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации):
1) консультации и подготовка рекомендаций клиенту по защите от противоправных посягательств;
2) обеспечение экономической безопасности в форме осуществления контрольных функций по учету поступаемой, складируемой и реализуемой продукции и (или) иных материальных ценностей;
3) транспортировка (перевозка) охраняемых грузов, в том числе на бронированном автотранспорте;
4) кинологическая деятельность и собаководство;
5) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
6) деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
7) аварийно-спасательная деятельность на нештатной основе.
2. Частной охранной организации также разрешается осуществлять, деятельность, связанную со сдачей в аренду свободных от эксплуатации при осуществлении основной деятельности имущества, помещений и иных материальных средств, в том числе технических средств охраны и специальных средств.
3. Дополнительные виды деятельности, указанные в пунктах 1 — 3, 6 и 7 части 1 настоящей статьи, не могут осуществляться частной охранной организацией на объектах, на которые частная охранная деятельность не распространяется.
Статья 8. Дополнительные требования к договору на оказание охранных услуг
1. Частная охранная организация обязана заключить с каждым из своих клиентов (заказчиков услуг), а также соисполнителей договор на оказание охранных услуг, в котором должны быть отражены регистрационный номер и дата предоставления лицензии, вид и содержание оказываемых услуг, сроки их оказания, стоимость услуг или порядок её определения.
2. В случае необходимости заключения договоров на оказание охранных услуг с привлечением соисполнителей, такие обстоятельства должны быть отражены в основном договоре с клиентом (заказчиком услуг).
3. Заверенные клиентом (заказчиком услуг) копии документов, подтверждающие право собственности либо наличия иных законных оснований на охраняемый объект, должны в обязательном порядке прикладываться к основному договору и договору соисполнительства.
4. Договор на оказание охранных услуг и акт о выполнении работ подлежат хранению сторонами в течение пяти лет с момента окончания оказания охранных услуг.
Статья 9. Ограничения в частной охранной деятельности
1. При осуществлении частной охранной деятельности работникам частных охранных организаций запрещается:
1) скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся, совершаемых или совершенных преступлений;
2) выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;
3) прибегать к действиям, превышающим их полномочия, которые посягают на права и свободы граждан;
4) совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;
5) фальсифицировать служебную документацию или вводить в заблуждение клиента (заказчика услуг);
6) разглашать полученные в ходе выполнения договорных обязательств сведения о клиенте (заказчике услуг), в том числе сведения, касающиеся вопросов обеспечения защиты жизни и здоровья граждан и (или) охраны объектов клиента (заказчика услуг), использовать их в каких-либо целях вопреки интересам клиента (заказчика услуг) или в интересах третьих лиц, кроме как на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
7) передавать удостоверение частного охранника и личную карточку охранника для использования другими лицами.
2. Запрещается оказание охранных услуг по реагированию на информацию, поступающую с технических средств охраны, не принадлежащих самой частной охранной организации, оказывающей услугу, другой охранной организации (подразделению охраны), имеющей право на оказание охранных услуг, собственнику охраняемого объекта, иным лицам, использующим охраняемый объект на законных основаниях.
Статья 10. Условия осуществления охранных услуг
1 . 0 начале и об окончании оказания всех видов охранных услуг, изменении состава учредителей (участников), смене руководителя частная охранная организация обязана уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. В ходе предоставления охранных услуг разрешается осуществление визуального контроля (наблюдения), в том числе с использованием технических средств охраны, за помещениями охраняемого объекта и прилегающей территорией и (или) местом проведения мероприятия, с целью обеспечения сохранности имущества, обеспечения порядка, выявления подозрительных лиц, посягающих на охраняемое имущество и нарушающих обеспечиваемый порядок, а также содействия правоохранительным органам в охране правопорядка.
3. В случае оказания охранных услуг с использованием видеонаблюдения, а также оказания охранных услуг в виде обеспечения внутриобъектового и (или) пропускного режимов персонал и посетители охраняемого объекта должны быть проинформированы об этом посредством размещения соответствующей информации в местах, обеспечивающих гарантированную видимость в дневное и ночное время, до входа на охраняемую территорию. Такая информация должна содержать основные сведения об условиях внутриобъектового и пропускного режимов.
4. Обязательным требованием является наличие у охранников личной карточки охранника, выдаваемой им на период исполнения обязанностей.
5. Реестр личных карточек охранника ведется руководителем охранной организации.
6. Образец личной карточки охранника, порядок её учета и выдачи, порядок ведения Реестра личных карточек охранника, а также предоставления сведений из них, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.
7. Работники частной охранной организации осуществляют трудовые функции в форменной одежде, если иное не оговорено в договоре с клиентом (заказчиком услуг). Форменная одежда работников частных охранных организаций должна позволять определять их принадлежность к частной охранной организации.
8. Форменная одежда и знаки различия работников частных охранных организациях не могут быть аналогичными форме одежды и знакам различия сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, а знаки различий аналогичными знакам различия работников организации, находящейся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, подразделений ведомственной охраны, имеющих право на ее создание федеральных органов исполнительной власти, а также сходными с ними до степени смешения. Порядок ношения форменной одежды работниками частных охранных организаций при оказании различных видов охранных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
9. Специальная раскраска, информационные надписи и знаки на транспортных средствах частных охранных организаций подлежат согласованию с органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Раздел 3.
Правовой статус работников охранной организации и их подготовка
Статья 11. Общие требования к работникам и руководителю частной охранной организации
1. Работникам частной охранной организации, не разрешается совмещать частную охранную деятельность с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях.
2. Работником частной охранной организации не может быть учредитель (участник), руководитель либо иное должностное лицо организации, с которой данной частной охранной организацией заключен договор на оказание охранных услуг.
3. На должности работника частной охранной организации, выполняющего трудовые функции, непосредственно связанные с оказанием охранных услуг, не вправе претендовать лица:
1) не являющиеся гражданами Российской Федерации;
2) не достигшие восемнадцати лет;
3) признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;
4) имеющие судимость за совершение умышленного преступления;
5) которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);
6) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органов прокуратуры, судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее трех лет;
7) повторно привлеченные в течение одного года к административной ответственности за совершение административных правонарушений против порядка управления, административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти или общественный порядок и общественную безопасность, либо административных правонарушений в области оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, за исключением административных правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, — до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
8) подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, — до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
4. Руководитель частной охранной организации, а также работник, исполняющий его обязанности, не вправе замещать выборные оплачиваемые должности в общественных объединениях, кроме общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны и безопасности, а также вступать в трудовые отношения в качестве работника другой организации, за исключением осуществления им научной, преподавательской и иной творческой деятельности.
5. Не вправе претендовать на должность руководителя частной охранной организации, а также исполнять его обязанности лица:
1) перечисленные в части третей статьи 11 настоящего Федерального закона;
2) в отношении которых по результатам проверки, проведенной органом внутренних дел и (или) органами федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеется заключение о невозможности допуска к осуществлению частной охранной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности, подготовленное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и утвержденное уполномоченными должностными лицами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности;
3) не прошедшие обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
4) не соответствующие требованиям, предусмотренным статьей 14 настоящего Федерального закона.
Статья 12. Частный охранник (охранник)
1. Право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника. Частный охранник работает по трудовому договору с частной охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и настоящим Федеральным законом.
2. Частный охранник в соответствии с полученной квалификацией пользуется предусмотренными настоящим Федеральным законом правами только в период выполнения трудовой функции в качестве работника частной охранной организации.
3. Не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника лица:
1) перечисленные в части третей статьи 11 настоящего Федерального закона;
2) не представившие медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей охранника;
3) не прошедшие профессионального обучения для работы в качестве частного охранника;
4) в отношении которых по результатам проверки, проведенной органом внутренних дел и (или) органами федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеется заключение о невозможности допуска к осуществлению частной охранной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности, подготовленное в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и утвержденное уполномоченными должностными лицами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности;
5) у которых удостоверение частного охранника было аннулировано по основаниям, указанным в пункте 1 части второй статьи 13 настоящего Федерального закона, если после принятия решения об аннулировании прошло менее года;
6) не прошедшие обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
7) не соответствующие требованиям, предусмотренным статьей 14 настоящего Федерального закона.
4. Перечень заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника, определяется Правительством Российской Федерации.
5. Частные охранники обязаны ежегодно проходить медицинское освидетельствование на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника. Медицинские заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника передаются частной охранной организацией в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, выдавшие лицензию на осуществление частной охранной деятельности в срок не позднее 1 декабря текущего года.
6. Порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и форма медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Статья 13. Удостоверение частного охранника
1. Удостоверение частного охранника выдается сроком на пять лет. Порядок выдачи удостоверения частного охранника устанавливается Правительством Российской Федерации. Срок действия удостоверения частного охранника может продлеваться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Продление срока действия удостоверения частного охранника осуществляется только после прохождения профессионального обучения по программе повышения квалификации рабочего в области охранной деятельности в образовательных организациях, указанных в статье 14 настоящего Федерального закона.
2. Удостоверение частного охранника аннулируется в случае:
1) привлечения охранника к административной ответственности за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо повторного привлечения в течение одного года охранника к административной ответственности за совершение административных правонарушений против порядка управления, административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти или общественный порядок и общественную безопасность, либо административных правонарушений в области оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, за исключением административных правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача;
2) возникновения обстоятельств, при которых гражданин не может претендовать на приобретение правового статуса охранника;
3) окончания срока действия удостоверения частного охранника, добровольного отказа от такого удостоверения либо смерти гражданина, которому было выдано такое  удостоверение.
3. Удостоверение частного охранника аннулируется по решению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, или его территориального органа, которое подлежит обязательной сдаче.
4. За выдачу удостоверения (дубликата удостоверения) частного охранника, а также за переоформление удостоверения частного охранника в связи с продлением срока действия удостоверения и внесение изменений в удостоверение частного охранника уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статья 14. Требования к подготовке (обучению) и аттестации работников охранных организаций
1. Руководитель частной охранной организации, а также работник, исполняющий его обязанности, должен иметь высшее образование и дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки в области охранной деятельности.
2. Частные охранники должны пройти обучение по соответствующими основным программам профессионального обучения.
3. Телохранители должны пройти обучение по основным программам профессионального обучения для частных охранников и иметь дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки в области частной охранной деятельности со специализацией «личная охрана».
4. Обучение руководителей частных охранных организаций, частных охранников и телохранителей осуществляется в образовательных организациях, имеющих лицензии на образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам.
5. Учредителями образовательных организаций, осуществляющих обучение работников охранных организаций, указанных в части четвертой настоящей статьи, не могут являться:
1) граждане, имеющие судимость за совершение умышленного преступления, а также юридические лица, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане;
2) иностранные граждане, граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также организации, в составе учредителей (участников) которых имеются указанные граждане и лица.
6. Указанные в настоящей статье образовательные организации в случае осуществления образовательной деятельности по программам профессионального обучения работников охранных организаций, указанных в части четвертой настоящей статьи, должны иметь заключение, выдаваемое в порядке установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченном в сфере частной охранной деятельности о соответствии условиям для проведения занятий по дисциплинам, связанным с огневой подготовкой и использованием специальных средств.
7. Перечень условий для проведения занятий по дисциплинам, связанным с огневой подготовкой и использованием специальных средств, имеющихся у образовательной организации, а также порядок определения соответствия образовательной организации данным условиям устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.
8. Примерные основные программы профессионального обучения работников охранных организаций, указанных в части четвертой настоящей статьи, разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
9. Основные программы профессионального обучения работников охранных организаций, указанных в части четвертой настоящей статьи, или дополнительные профессиональные программы (программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки), связанные с требованиями к их подготовке, разрабатываются и утверждаются образовательными организациями на основе примерных основных программ профессионального обучения работников охранных организаций и (или) соответствующего профессионального стандарта, по согласованию с отраслевыми объединениями работодателей в сфере охраны и безопасности.
10. Порядок проведения занятий с работниками охранных организаций, указанных в части четвертой настоящей статьи, по дисциплинам, связанным с использованием специальных средств, по физической и огневой подготовке, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.
11. Профессиональное обучение по основным программам профессионального обучения работников охранных организаций, указанных в части четвертой настоящей статьи, в форме самообразования не допускается. Занятия по вопросам, связанным с использованием специальных средств, по физической и огневой подготовке, не могут проводиться в форме самообразования и в заочной форме, а также с использованием дистанционных образовательных технологий.
12. Квалификационные экзамены и иная профессиональная аттестация работников частных охранных организаций, указанных в части четвертой настоящей статьи, проводятся в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об образовании, об оружии, на базе образовательных организаций, получивших заключение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, указанное в части седьмой настоящей статьи, с обязательным участием в экзаменационной (квалификационной) и (или) аттестационной комиссии представителей отраслевых объединений работодателей в сфере охраны и безопасности.
Статья 15. Права и обязанности частного охранника на охраняемых объектах
1. Действия охранников на объектах охраны регламентируются должностной инструкцией охранника (частного охранника) на объекте охраны. Типовые требования к должностной инструкции охранника на объекте охраны утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.
2. Экземпляр должностной инструкции охранника на объекте охраны в обязательном порядке направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, по месту нахождения соответствующего объекта охраны, одновременно с направлением уведомлении, указанным в части первой статьи 10 настоящего Федерального закона.
3. Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемое имущество, жизнь и здоровье охранника или защищаемого лица либо нарушающее внутриобъектовый и (или) пропускной режимы, в том числе при обеспечении порядка в местах проведения мероприятий и (или) в ходе спортивных соревнований (при наличии в его действиях признаков уголовного преступления либо административно наказуемого правонарушения), может быть задержано охранником на месте правонарушения, при этом им должны быть приняты меры по незамедлительной передаче задержанного в орган внутренних дел (полицию).
4. При обеспечении защиты жизни и здоровья телохранитель имеет право:
1) осуществлять защиту защищаемого лица всеми законными способами и средствами;
2) ограничивать допуск к защищаемому лицу граждан, совершающих против него противоправные действия;
3) использовать технические средства охраны и средства связи, разрешенные законодательством.
5. В случае возникновения необходимости ограничения допуска граждан к защищаемому лицу телохранитель обязан предупредить их об исполнении им своих обязанностей по защите жизни и здоровья защищаемого лица.
6. Телохранителям запрещается препятствовать осуществлению должностными лицами правоохранительных органов возложенных на них обязанностей, в том числе и в отношении защищаемого лица.
7. При обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов в пределах объекта охраны, а также при транспортировке охраняемых объектов в соответствии с договором на оказание охранных услуг, заключенным охранной организацией с клиентом (заказчиком услуг), охранники имеют право:
1) требовать от персонала и посетителей объектов охраны соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов (в том числе от жильцов и посетителей многоквартирного дома, см. «охрана ТСЖ и МКД«). Правила соблюдения внутриобъектового и пропускного режимов, устанавливаемые клиентом или заказчиком, не должны противоречить законодательству Российской Федерации;
2) не допускать лиц на объекты охраны, на которых установлен пропускной режим, не предъявивших документы, дающие право на вход (выход) лиц, въезд (выезд) транспортных средств, внос (вынос), ввоз (вывоз) имущества на объекты охраны (с объектов охраны);
3) производить в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, на объектах охраны, на которых установлен пропускной режим, осмотр въезжающих на объекты охраны (выезжающих с объектов охраны) транспортных средств, за исключением транспортных средств оперативных служб государственных военизированных организаций, в случае возникновения подозрения, что указанные транспортные средства используются в противоправных целях, а также осмотр вносимого на объекты охраны (выносимого с объектов охраны) имущества. Осмотр указанных транспортных средств и имущества должен производиться в присутствии водителей указанных транспортных средств и лиц, сопровождающих указанные транспортные средства и имущество (при их наличии).
4) принимать в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов необходимые меры по пресечению неправомерных действий посетителей, принимать меры по их удалению за пределы охраняемого объекта.
5) оказывать содействие правоохранительным органам в решении возложенных на них задач.
8. Требования охранника к персоналу и посетителям объекта охраны по соблюдению внутриобъектового и пропускного режимов являются обязательными.
9. Охранники при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов обязаны:
1) руководствоваться должностной инструкцией охранника на объекте охраны;
2) соблюдать конституционные права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы физических и юридических лиц;
3) обеспечивать защиту объектов охраны от противоправных посягательств;
4) незамедлительно сообщать руководителю частной охранной организации и в соответствующие правоохранительные органы ставшую им известной информацию о готовящихся либо совершенных преступлениях, а также о действиях, об обстоятельствах, создающих угрозу безопасности людей;
5) предъявлять по требованию сотрудников правоохранительных органов, других граждан удостоверение частного охранника.
10. Охранникам запрещается препятствовать законным действиям должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов при осуществлении указанными должностными лицами своей деятельности.
11. При обеспечении порядка, установленного организатором (заказчиком) мероприятия, в местах их проведения охранники имеют право:
1) осуществлять контроль за доступом участников и (или) зрителей в места проведения мероприятий и их размещением;
2) встречать и сопровождать участников и (или) зрителей до мест, указанных в приобретенных входных билетах или документах, их заменяющих, а после окончания мероприятий до выхода из мест проведения таких мероприятий и (или) соревнований;
3) в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности совместно с сотрудниками территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере частной охранной деятельности либо в сфере внутренних дел участвовать в проведении личного осмотра граждан и осмотра находящихся при них вещей при их входе в места проведения мероприятий с применением в случае необходимости технических средств, а при отказе граждан подвергнуться личному осмотру не допускать их в места проведения таких мероприятий;
4) ограничивать проход участников и (или) зрителей в зоны, которые определены организатором мероприятий в соответствии с правилами обеспечения безопасности при их проведении;
5) требовать от участников и (или) зрителей соблюдения порядка, а также правил поведения участников и (или) зрителей в местах проведения мероприятий;
6) информировать участников и (или) зрителей о порядке действий в случае угрозы возникновения или при возникновении чрезвычайной ситуации и при эвакуации зрителей;
7) принимать в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами обеспечения безопасности при проведении мероприятий необходимые меры по обеспечению порядка и безопасности при проведении мероприятий, а также меры по пресечению неправомерных действий участников и (или) зрителей, не пропускать их в места проведения мероприятий, принимать меры по удалению участников и (или) зрителей из указанных мест в случае нарушения участниками и (или) зрителями правил поведения участников и (или) зрителей при проведении мероприятий.
12. Выполнение указанных в настоящей статье функций и действий лицами, не имеющими правового статуса охранника и не состоящих в штате частной охранной организации, влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законодательством.
Раздел 4.
Лицензирование частной охранной деятельности
Статья 16. Общие положения о лицензировании частной охранной деятельности
1. Предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации. Лицензия содержит вид (виды) охранных услуг, которые может оказывать лицензиат. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается в срок не более сорока пяти рабочих дней.
2. Правительством Российской Федерации утверждается положение о лицензировании частной охранной деятельности, в котором устанавливаются порядок лицензирования данного вида деятельности, перечень лицензионных требований по каждому виду охранных услуг, предусмотренных частью второй статьи 5 настоящего Федерального закона, а также перечень грубых нарушений лицензионных требований при осуществлении частной охранной деятельности.
3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия в области лицензирования частной охранной деятельности:
1) предоставление лицензии;
2) приостановление и возобновление действия лицензии в случаях,
установленных настоящим Федеральным законом;
3) ведение реестра лицензий, в том числе внесение изменений в реестр лицензий, и предоставление сведений из него в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона;
4) осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности, а также требований законодательства Российской Федерации, регламентирующего оборот оружия и специальных средств;
5) обращение в суд с заявлением о приостановлении действия лицензии либо об аннулировании лицензии;
6) прекращение действия лицензии в случае получения заявления лицензиата о прекращении им осуществления данного вида деятельности.
Статья 17. Предоставление лицензии
1. Для получения лицензии на осуществление частной охранной деятельности руководитель организации обязан представить в форме электронного документа (пакета электронных документов) с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальный орган:
1) заявление о предоставлении лицензии на осуществление частной охранной деятельности, в котором указываются полное и сокращенное (при наличии) наименование юридического лица, в том числе фирменное наименование (при наличии) юридического лица, адрес места его нахождения, номер телефона и адрес электронной почты юридического лица, предполагаемый (предполагаемые) вид (виды) охранных услуг, адрес (адреса) и место (места) осуществления лицензируемого вида деятельности и (или)
другие данные, позволяющие идентифицировать место осуществления лицензируемого вида деятельности, намерение использовать технические и иные средства, оружие, специальные средства и потребность в них;
2) документы по каждому виду охранных услуг, предусмотренные положением о лицензировании частной охранной деятельности;
2. К заявлению могут быть приложены:
1) копии учредительных документов;
2) копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
3) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.
3. В случае, если документы, указанные в пунктах 2 и 3 части второй настоящей статьи, не представлены руководителем организации, по межведомственному запросу федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, или его территориального органа федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставляет сведения, подтверждающие факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, а федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, предоставляет сведения, подтверждающие факт постановки юридического лица на учет в налоговом органе.
4. Порядок и условия представления документов в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальный орган устанавливаются Правительством Российской Федерации в положении о лицензировании частной охранной деятельности.
5. Копии документов, не заверенные в установленном порядке, представляются вместе с оригиналами.
6. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, и его территориальный орган обязаны устанавливать достоверность сведений, изложенных в представленных документах и приложениях к ним.
7. Основанием для отказа в предоставлении лицензии является несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.
Статья 18. Внесение изменений в реестр лицензий на осуществление частной охранной деятельности на основании заявления лицензиата о внесении изменений в реестр лицензий
1. Внесение изменений в реестр лицензий на осуществление частной охранной деятельности на основании заявления лицензиата о внесении изменений в реестр лицензий осуществляется в случае:
1) продления срока действия лицензии;
2) намерения лицензиата осуществлять новый (новые) вид (виды) охранных услуг, не указанный (не указанные) в предоставленной лицензии;
3) реорганизации охранной организации;
4) изменения наименования охранной организации или места ее нахождения.
2. В случае продления срока действия лицензии или намерения лицензиата осуществлять новый (новые) вид (виды) охранных услуг представляются соответствующее заявление и документы по данному виду услуг, предусмотренные положением о лицензировании частной охранной деятельности.
3. В случае реорганизации охранной организации либо изменения ее наименования или места нахождения данная охранная организация в течение пятнадцати суток с даты внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц, либо с даты изменения своего места нахождения обязана подать в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, соответствующее заявление.
4. Для рассмотрения заявления необходимы документы, подтверждающие указанные обстоятельства. В случае, если документы, подтверждающие реорганизацию охранной организации либо изменение ее наименования или места нахождения, не представлены заявителем самостоятельно, по межведомственному запросу лицензирующего органа,
предоставившего лицензию, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставляет сведения, подтверждающие факт внесения соответствующих сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц. При этом в течение трех суток с даты подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации, связанной с реорганизацией охранной организации либо с изменением ее наименования или места нахождения, данная частная охранная организация в порядке, установленном положением о лицензировании частной охранной деятельности, обязана уведомить об указанных обстоятельствах лицензирующий орган, предоставивший лицензию.
5. Внесение изменений в реестр лицензий на осуществление частной охранной деятельности, производится в порядке, предусмотренном для предоставления лицензии, в срок не более тридцати рабочих дней.
Статья 19. Аннулирование и приостановление действия лицензии
1. Лицензирующий орган, предоставивший лицензию, вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления до истечения одного года, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию, повторных нарушений лицензиатом лицензионных требований, установленных положением о лицензировании в отношении соответствующего вида деятельности юридического лица, или в случае выявления грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований, установленных положением о лицензировании в отношении соответствующего вида деятельности юридического лица. Одновременно устанавливается срок устранения выявленных нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, который не может быть более месяца.
2. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований, лицензирующий орган, предоставивший лицензию, обязан обратиться в суд с заявлением о приостановлении действия лицензии на срок до шести месяцев либо об аннулировании лицензии.
3. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.
4. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган, предоставивший лицензию, вправе приостановить действие лицензии на период до вступления в силу решения суда.
5. Право принятия решения о приостановлении действия лицензии предоставляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, руководителю лицензирующего органа, предоставившего лицензию.
6. Решение о приостановлении действия лицензии либо об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 20. Ведение реестра лицензий
Ведение реестра лицензий на осуществление частной охранной деятельности и предоставление сведений из него осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Раздел 5.
Использование и применение физической силы, специальных средств и оружия
Статья 21. Общие условия использования и применения физической силы, специальных средств и оружия:
1. Частным охранным организациям при оказании охранных услуг разрешается использовать и применять физическую силу, специальные средства, газовое оружие, электрошоковые устройства и искровые разрядники в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
2. Виды, типы, модели, количество огнестрельного оружия и патронов к нему, порядок их приобретения и обращения, а также виды, модели и количество газового оружия, электрошоковых устройств и искровых разрядников, специальных средств, порядок их приобретения, учета, хранения и ношения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3. Норма обеспечения огнестрельным оружием определяется с учетом потребности в нем, связанной с оказанием охранных услуг, и не может быть более одной единицы оружия на охранника, имеющего необходимый допуск к использованию соответствующего вида огнестрельного оружия.
4. В ходе оказания охранных услуг, предусмотренных пунктом 1 части второй статьи 5 настоящего Федерального закона, частные охранные организации вправе использовать только служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения.
5. В ходе оказания охранных услуг, предусмотренных пунктами 2, 5 и 6 части второй статьи 5 настоящего Федерального закона, используются все виды огнестрельного оружия, разрешенного в частной охранной деятельности, в соответствии с частью второй настоящей статьи.
6. В ходе оказания охранных услуг, предусмотренных пунктами 3 и 4 части второй статьи 5 настоящего Федерального закона использование огнестрельного оружия запрещено.
7. Запрещается оказание охранных услуг с использованием огнестрельного оружия на территориях закрытых административно-территориальных образований, а также приобретение и использование оружия частными охранными организациями, зарегистрированными и (или) расположенными на их территориях.
8. Охранник при применении физической силы, специальных средств, газового оружия, электрошоковых устройств и искровых разрядников либо огнестрельного оружия обязан:
1) предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств, газового оружия, электрошоковых устройств и искровых разрядников либо огнестрельного оружия создает  непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия;
2) стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным;
3) обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, первую помощь и уведомить о происшедшем в возможно короткий срок органы здравоохранения и внутренних дел, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности.
9. Охранники обязаны проходить периодические проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением оружия и (или) специальных средств. Содержание периодических проверок, порядок и сроки их проведения определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.
10. Охранник несет ответственность за вред, причиненный гражданам при применении физической силы, специальных средств, газового оружия, электрошоковых устройств и искровых разрядников либо огнестрельного оружия, если оно осуществлялось в нарушение законодательства Российской Федерации.
11. 0 каждом случае применения физической силы, специальных средств, газового оружия, электрошоковых устройств и искровых разрядников либо огнестрельного оружия, повлекшем за собой вред здоровью граждан или их смерть, охранник обязан незамедлительно информировать прокурора, орган внутренних дел и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, по месту совершения события, а также руководителя своей
охранной организации.
Статья 22. Применение физической силы
Охранники имеют право применять физическую силу в случаях, если настоящим Федеральным законом им разрешено применение специальных средств, газового оружия, электрошоковых устройств и искровых разрядников либо огнестрельного оружия.
Статья 23. Применение специальных средств
1. Охранник имеет право лично или в составе группы применять специальные средства в следующих случаях:
1) для отражения нападения на охранника, угрожающего его жизни и здоровью;
2) для пресечения преступления или административного правонарушения на охраняемом объекте и (или) в отношении защищаемого лица либо при обеспечении порядка в ходе проведения мероприятий, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление;
3) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления на охраняемом объекте и(или) в отношении защищаемого лица либо при обеспечении порядка в ходе проведения мероприятий, и пытающегося скрыться либо намеревающегося оказать вооруженное сопротивление;
4) для передачи задержанного в полицию и (или) охраны задержанных лиц, в случае оказания лицом сопротивления охраннику, причинения вреда окружающим или себе;
5) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование охранника об остановке при въезде (выезде) на охраняемый объект либо место проведения мероприятий;
6) для обеспечения охраны и защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия в отношении охраняемых объектов либо при обеспечении порядка в ходе проведения мероприятий.
2. Охранник имеет право применять следующие специальные средства:
1) палки специальные — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 4 и 6 части первой настоящей статьи;
2) средства ограничения подвижности — в случаях, предусмотренных пунктами 3-4 части первой настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности охранник вправе использовать подручные средства связывания;
4) средства принудительной остановки транспорта — в случаях, предусмотренных пунктом 5 части первой настоящей статьи;
5) средства сковывания движения — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 4 части первой настоящей статьи;
6) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, в случаях, предусмотренных пунктом 6 части первой настоящей статьи;
7) служебные животные — в случаях, предусмотренных пунктами 1 — 4 и 6 части первой настоящей статьи.
3. Охранник имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.
4. Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью охранника или охраняемому имуществу.
Статья 24. Применение газового оружия, электрошоковых устройств и искровых разрядников
Применение газового оружия, электрошоковых устройств и искровых разрядников осуществляется в случаях применения специальных средств, указанных в статье 23 настоящего Федерального закона.
Статья 25. Применение огнестрельного оружия
1. Охранники имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:
1) для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности;
2) для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемый объект;
3) для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.
2. Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни охранника или охраняемому имуществу, а также при значительном скоплении людей, когда от применения оружия могут пострадать посторонние лица.
3 . 0 каждом случае применения огнестрельного оружия охранник обязан незамедлительно информировать орган внутренних дел и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, по месту применения оружия, а также руководителя своей охранной организации.
Раздел 6.
Оказание содействия частных охранных организаций правоохранительным органам в охране общественного порядка и в мероприятиях по обеспечению антитеррористической защищенности охраняемых объектов
Статья 26. Обязательные формы содействия частных охранных организаций правоохранительным органам в охране общественного порядка и в мероприятиях по обеспечению антитеррористической защищенности охраняемых объектов
1. Частные охранные организации, оказывают содействие правоохранительным органам в обеспечении общественного порядка в обязательном порядке в следующих формах:
1) участие в совместных плановых мероприятиях по обеспечению антитеррористической защищенности на охраняемых объектах;
2) информирование правоохранительных органов о происшествиях и преступлениях, готовящихся либо совершаемых на объектах оказания охранных услуг и на прилегающих к ним территориях, а также об обстоятельствах, создающих на охраняемых объектах угрозу безопасности людей;
3) незамедлительная передача задержанных лиц, совершивших противоправное посягательство на охраняемом объекте в органы внутренних дел (полицию);
4) предоставление информации с технических средств охраны, используемых в ходе оказания охранных услуг на охраняемых объектах, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере частной охранной деятельности;
5) вызов дежурных служб в случае обращения граждан в местах осуществления охранной деятельности;
6) участие в обеспечении общественного порядка при возникновении чрезвычайных ситуаций на охраняемых объектах.
Статья 27. Иные формы содействия частных охранных организаций правоохранительным органам в охране общественного порядка
1. На основании соглашений (договоров) с органами исполнительной власти и (или) территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, либо органами внутренних дел частные охранные организации оказывают содействие в охране общественного порядка в следующих основных формах:
1) участие в охране общественного порядка совместно с правоохранительными органами;
2) участие в совместном с правоохранительными органами патрулировании общественных мест с целью охраны общественного порядка;
3) содействие в розыске лиц, подозреваемых в совершении преступления либо объявленных в розыск по иным основаниям;
4) предоставление имеющихся в охранной организации помещений, а также технических средств охраны, средств аудио- и видеонаблюдения для использования в целях обеспечения общественного порядка.
2. При необходимости соглашениями (договорами) могут быть установлены другие формы содействия в охране общественного порядка, не противоречащие требованиям законодательства Российской Федерации.
Статья 28. Порядок организации содействия правоохранительным органам
1. Правила оказания содействия частными охранными организациями правоохранительным органам в обеспечении общественного порядка, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
2. Типовые формы соглашений (договоров) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, по согласованию с МВД России.
3. Для организации и координации действий частных охранных организаций по содействию в охране общественного порядка и в целях обеспечения взаимодействия с ними при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере частной охранной деятельности, и его территориальных органах формируются координационные советы по вопросам частной охранной деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.
Статья 29. Права работников частных охранных организаций при оказании содействия правоохранительным органам
Работники частных охранных организаций на период исполнения обязанностей по соглашениям (договорам) оказания содействия в охране общественного порядка, указанным в пунктах 1- 5 части первой статьи 27 настоящего Федерального закона имеют право:
1) требовать от граждан соблюдения общественного порядка и (или) прекращения противоправных действий;
2) пресекать преступления, административные правонарушения и противоправные действия;
3) принимать необходимые меры по охране места происшествия (зоны чрезвычайных ситуаций и происшествий) до прибытия представителей правоохранительных органов, требовать от граждан покинуть место происшествия (зону чрезвычайных ситуаций и происшествий);
4) при задержании лиц для передачи в полицию использовать специальные средства в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Статья 30. Особые условия для частных охранных организаций, осуществляющих содействие правоохранительным органам на договорной основе
Частные охранные организации, с которыми заключены соглашения (договоры) об оказании содействия в охране общественного порядка, могут включаться в перечни системообразующих организаций российской экономики и в программы государственной поддержки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Раздел 7.
Правовая и социальная защита в сфере частной охранной деятельности, а также государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства при её осуществлении
Статья 31. Гарантии правовой и социальной защиты работников частных охранных организаций
1. Работники частных охранных организаций подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Угроза или насилие в отношении работников частных охранных организаций в период выполнения ими своей трудовой функции, влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 32. Общественные и профессиональные объединения частных охранников и частных охранных организаций
1. Руководители частных охранных организаций в целях формирования стандартов и правил оказания охранных услуг, для защиты своих прав и законных интересов, а также для организации взаимодействия с правоохранительными органами в охране общественного порядка вправе объединяться и (или) вступать в профильные отраслевые объединения работодателей в сфере охраны и безопасности.
2. Частные охранные организации для защиты своих прав и интересов, а также для организации взаимодействия с правоохранительными органами в охране общественного порядка вправе объединяться и (или) вступать в некоммерческие организации в форме ассоциаций (союзов).
3. Работники частных охранных организаций для защиты своих прав и законных интересов вправе объединяться и (или) вступать в профессиональные союзы.
4. Частные охранные организации могут определять дополнительные требования, не противоречащие лицензионным требованиям и условиям осуществления охранной деятельности, к оказанию ими охранных услуг на отдельных видах и категориях объектов путем объединения в отраслевые саморегулируемые организации, специализирующиеся на их охране.
5. Лицензирование, а также осуществление контроля, в том числе лицензионного за деятельностью частных охранных организаций, входящих в состав отраслевых саморегулируемых организаций, осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации об оружии.
6. Порядок создания, ликвидации отраслевых саморегулируемых организаций, установления дополнительных требований к частным охранным организациям, входящим в их состав, а также осуществления контроля за их исполнением, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим деятельность саморегулируемых организаций.
7. Порядок создания отраслевых объединений работодателей, профессиональных союзов, ассоциаций (союзов) в сфере частной охранной деятельности, а также их полномочия определяются законодательством Российской Федерации.
Статья 33. Ответственность за нарушения законодательства, регулирующего частную охранную деятельность, а также за несоблюдение гарантий правовой и социальной защиты охранных организаций и их работников
Нарушение установленных настоящим Федеральным законом требований к осуществлению частной охранной деятельности, а также условий ее осуществления влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 34. Федеральный государственный контроль (надзор) за частной охранной деятельностью
1. Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, и его территориальные органы.
2. Организация и порядок проведения федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.
3. Должностные лица, уполномоченные осуществлять федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности, вправе требовать от частных охранных организаций в рамках своей компетенции представления соответствующих документов и получать письменную или устную информацию, необходимую для выполнения контрольных функций.
4. В целях осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной деятельности федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальные органы проводят плановую и внеплановую проверки, а также проверку организации охраны, осуществляемой частными охранными организациями, на соответствие установленным правилам.
5. Плановая и внеплановая проверки проводятся на основании распоряжений (приказов) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, или его территориальных органов.
6. Плановая проверка может проводиться не чаще одного раза в три года и не ранее чем через 1 год со дня принятия решения о предоставлении лицензии. Продолжительность проведения плановой проверки не должна превышать один месяц.
7. Основанием для начала проведения плановой проверки является наступление срока проведения плановой проверки в соответствии с планом проведения плановых проверок юридических лиц, разрабатываемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом.
8. Внеплановая проверка проводится по следующим основаниям:
1) выявление в результате проведения плановой проверки нарушений требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих частную охранную деятельность;
2) истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих частную охранную деятельность;
3) поступление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальный орган обращений (заявлений) от граждан, юридических лиц, органов государственной власти, а также органов местного самоуправления о фактах нарушений лицензиатом требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих частную охранную деятельность, подтверждаемых доказательствами, свидетельствующими о наличии такого нарушения;
4) наличие распоряжения (приказа), изданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
5) поступление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, или его территориальный орган заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление частной охранной деятельности или о внесении изменений в реестр лицензий.
9. Продолжительность внеплановой проверки не должна превышать один месяц.
10. Проверка наличия, организации хранения и учета огнестрельного оружия, патронов и специальных средств проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим оборот оружия и специальных средств.
11. Проверка организации охраны, осуществляемой частными охранными организациями, на соответствие установленным правилам проводится в случае поступления уведомления частной охранной организации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, о начале и об окончании оказания охранных услуг или в случае издания распоряжения (приказа) территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, о проверке охраняемых объектов.
Раздел 8.
Заключительные положения
Статья 35. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования.
2. Действие лицензий на осуществление частной охранной деятельности, выданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия таких лицензий, если лицензиат соответствует требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
Пояснительная записка
к проекту федерального закона «О частной охранной деятельности»
Проект федерального закона «О частной охранной деятельности» (далее — законопроект) направлен на совершенствование нормативно-правового регулирования негосударственной (частной) охранной деятельности в Российской Федерации, усиление контроля за оборотом оружия и специальных средств, а также на дальнейшее развитие механизмов государственно-частного партнерства в обеспечении общественной безопасности, в том числе постоянного и эффективного взаимодействия частных охранных организаций с правоохранительными органами.
Законопроект разработан в целях:
— разграничения двух самостоятельных, различных по своему содержанию видов деятельности (частной детективной и охранной);
— дальнейшего совершенствования законодательства в сфере охраны;
— ужесточение требований к учредителям (участникам) частных охранных организаций и к частным охранникам, а также к обороту оружия и специальных средств;
— наиболее полного и отвечающего потребностям современной практике урегулирования правоотношений, возникающих в процессе осуществления частной охранной деятельности;
— определения порядка взаимодействия частных охранных организаций с государственными органами и силовыми структурами в вопросах обеспечения общественной безопасности и охраны общественного порядка.
В настоящее время в Российской Федерации функционирует около 17,5 тысяч частных охранных структур, в которых работает более 670 тыс. квалифицированных охранников. Ими обеспечивается охрана свыше 1,4 млн. объектов различной формы собственности. Специфика их деятельности связана в том числе с ограничением конституционных прав граждан, а также с оборотом оружия и специальных средств, что непосредственно влияет на состояние правопорядка и безопасность государства.
Сложившаяся за 30 лет практика работы негосударственных структур безопасности показала, что они являются неотъемлемой частью сложившейся в стране системы общественной безопасности.
Между тем, до настоящего времени базовым законом, регулирующим правоотношения в сфере частной охранной деятельности, остается Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 года No 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». Однако за 30 лет, прошедших с момента его принятия, актуальность ряда положений закона уже утратила силу. Внесение точечных изменений в указанный закон не позволяет в должной мере актуализировать его содержание и структуру применительно к фактически сложившимся правоотношениям.
Так, частная охранная деятельность по-прежнему регулируется в одном законе с частной детективной деятельностью, несмотря на то, что представляет собой отдельный, самостоятельный вид деятельности, различный по своему содержанию, характеру, оказываемым услугам, правовой природе. Важно и то, что действующее законодательство запрещает одному лицу заниматься детективной и охранной деятельностями одновременно. Предлагаемый законопроект решает указанную проблему путем законодательного разделения двух этих видов самостоятельной деятельности.
Кроме этого, законопроектом предлагается ряд изменений в концептуальные положения и структуру закона.
Так, законопроектом предусматривается конкретизация охранных услуг, к которым предлагается отнести только пять основных видов, непосредственно являющихся охранными:
— защита жизни и здоровья физических лиц;
— охрана объектов и (или) имущества;
— обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
— проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание технических средств охраны, охранной сигнализации, контроля доступа и видеонаблюдения;
— обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых объектах.
В то же время, частным охранным организациям предлагается разрешить осуществлять определенный перечень других дополнительных видов деятельности при наличии соответствующих лицензий (разрешений):
1) консультации и подготовка рекомендаций клиенту по защите от противоправных посягательств;
2) обеспечение экономической безопасности в форме осуществления контрольных функций по учету поступаемой, складируемой и реализуемой продукции и (или) иных материальных ценностей;
3) транспортировка (перевозка) охраняемых грузов, в том числе на бронированном автотранспорте;
4) кинологическая деятельность и собаководство;
5) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
6) деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
7) аварийно-спасательная деятельность на нештатной основе.
Частной охранной организации также разрешается осуществлять деятельность, связанную со сдачей в аренду свободных от эксплуатации при осуществлении основной деятельности имущества, помещений и иных материальных средств, в том числе технических средств охраны и специальных средств.
С целью единого трактования отдельных видов работ, законопроектом расширяется понятийный аппарат, вводятся такие понятия как технические средства охраны, реагирование.
Также законопроектом предлагается снять ряд ограничений на создание филиалов охранной организации в одном субъекте Российской Федерации, а также привлечения других охранных организаций в качестве соисполнителей при оказании охранных услуг, в первую очередь в ходе транспортировки охраняемого имущества. Кроме этого, вводится разрешение на страхование профессиональной ответственности за нарушение договора, а также за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при оказании охранных услуг на отдельных категориях объектах.
Кроме этого, законопроектом устанавливается, что охрана объектов, в отношении которых установлены обязательные требования к антитеррористической защищенности, может осуществляться только частными охранными организациями, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации и в порядке,
установленном Росгвардией.
Наряду с этим законопроектом конкретизируются требования к учредителям охранной организации, в соответствии с которыми:
— частная охранная организация не может являться дочерним обществом организации, осуществляющей иную деятельность, кроме охранной;
— для юридического лица — учредителя (участника) частной охранной организации частная охранная деятельность должна быть основным видом деятельности, а иными видами деятельности могут являться только дополнительные виды деятельности, предусмотренные статьей 7 законопроекта;
— для физических лиц — учредителей (участников) частной охранной организации основным местом работы должна являться частная охранная организация и (или) общественная организация либо профессиональный союз, осуществляющие деятельность в сфере охраны и безопасности.
В законопроекте сохранено положение действующего законодательства о том, что право учреждения частной охранной организации юридическим лицом, осуществляющим иную деятельность, кроме охранной, может быть предоставлено при наличии оснований в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Также сохраняются действующие ограничения для учредителей — физических лиц.
Наряду с этим предлагается определить, что участниками частной охранной организации могут оставаться учредившие ее лица, которые получили право на пенсию по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, или которые перешли на работу в общественные организации либо профессиональные союзы, осуществляющие деятельность в сфере охраны и безопасности.
Законопроектом вводится новый порядок выдачи личной карточки охранника. Устанавливается, что обязательным требованием является наличие у охранников личной карточки охранника, выдаваемой им на период исполнения обязанностей, а Реестр личных карточек охранника ведется руководителем охранной организации. Образец личной карточки охранника, порядок её учета и выдачи, а также порядок ведения Реестра, будет устанавливаться федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности.
Законопроектом вводится новая категория частных охранников, оказывающих услуги по защите жизни и здоровья физических лиц, — телохранитель. При этом, в целях ужесточения оборота оружия, телохранители смогут использовать для исполнения своих функций исключительно служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения.
Отдельный раздел законопроекта посвящен вопросам взаимодействия частных охранных структур и органов правопорядка в сфере охраны общественного порядка.
Практика последних лет также показала необходимость государственно-частного партнерства в вопросах обеспечения безопасности объектов, подлежащих государственной охране при проведении массовых, в том числе международных спортивных мероприятий. В частности, в ходе обеспечения безопасности на мероприятиях Чемпионата мира по футболу 2018 года была привлечена 51 частная охранная организация, чьими силами обеспечивалась охрана абсолютного большинства объектов ЧМ (236 из 272).
Законопроектом предлагается ввести два типа такого взаимодействия:
— обязательное, которое охранная организация должна осуществлять, как обладатель лицензии на особый вид услуг и иное, осуществляемое на основе соглашений (договоров) с правоохранительными органами.
— добровольное содействие и механизмы его организации.
Законопроектом сохранены все действующие нормы законодательства о частной охране, соответствующие существующим реалиям и положительно зарекомендовавшие себя на практике. В частности, не претерпели каких-либо существенных изменений положения, связанные с:
— осуществлением лицензирования частной охранной деятельности в рамках профильного законодательства;
— обязательными требованиями к частным охранным организациям на стадии их создания;
— ограничениями на участие иностранных юридических и физических лиц, а также лиц без гражданства в создании и управлении частными охранными организациями в любой форме, а также инвестированию в них финансовых средств;
— исключением возможности наделения статусом частного охранника лиц из криминальной среды и с обязательной дактилоскопической регистрацией граждан, получающих такой статус;
— обязательной специализированной подготовкой для всех работников частных охранных организаций, осуществляющих или организующих исполнение охранных услуг;
— наделением полномочиями частных охранников по выполнению функций обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах охраны;
— применением частными охранниками оружия и спецсредств, а также ряд других положений.
Предлагаемые законопроектом изменения носят комплексный характер и обусловлены сложившейся практикой осуществления и самой спецификой частной охранной деятельности.
В законопроекте учтены потребности современной охранной практики, научные разработки, положительный опыт, в том числе и зарубежный.
Законопроект соответствует основной части положений модельного закона СНГ «О частной охранной деятельности», принятого 27 марта 2017 года на 46-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ. Отдельные положения указанного модельного закона отражены в законопроекте в скорректированном виде с учетом требований законодательства Российской Федерации об оружии, лицензировании отдельных видов деятельности и др.
Кроме того, принятие законопроекта будет способствовать реализации указаний Президента Российской Федерации о необходимости повышения уровня подготовки работников охранных организаций, эффективности участия частных охранных организаций в обеспечении общественного порядка, а также принятию дополнительных мер по выявлению и пресечению коррупционных и иных преступлений, совершаемых при заключении договоров об охране объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
В одном пакете с законопроектом вносится также проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности», который регламентирует вопросы осуществления частной детективной деятельности, как самостоятельного вида деятельности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *